babusyatanya: (Default)
[personal profile] babusyatanya



Откуда и от кого ждать социального протеста

«Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не знаем в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические». Эти слова предпоследнего советского генсека Юрия Андропова, произнесенные им в 1983 году, и сегодня являются вызовом, перед которым отечественная наука пасует. Хотя попытки изменить такое положение вещей предпринимаются.

Мы тоже попробовали. На протяжении минувшего года фонд «Общественное мнение» (ФОМ) проводил уникальное исследование, которое позволило разделить все российское общество на шесть типологических групп исходя из суммарного объема ресурсов, которыми они располагают. Под ресурсами мы понимали 10 показателей, описывающих возрастной, экономический, профессиональный, культурный и территориальный статус 10 тысяч россиян, принявших участие в опросе.

Выяснилось следующее. Большинство населения нашей страны (54,2%) составляют представители низкоресурсных и практически безресурсных групп способных к работе граждан. Ключевые особенности этих групп: у них нет высшего образования. Более того, у части этих людей высшего образования нет ни у кого из членов семьи. У оставшихся кто-то из членов семьи высшее образование имеет. Но семья живет либо в селе, или относительно небольшом (до 250 тыс. жителей) городе, либо в большом городе (но не в Москве!), не имея, однако, возможности купить какую-либо крупную бытовую технику. Именно эти люди являются статистической основой того, что принято называть Россией. Как ни прискорбно, но это статистический факт, бежать от которого можно только в область иллюзий.

Каковы настроения этих людей? Если в целом по стране в январе 2011 года готовность реально выходить на площадь и «бить морду» выражают 20% россиян, то среди низкоресурсных и практически безресурсных — 22 и 25% соответственно.

Низкоресурсные и практически безресурсные — это все же люди, способные трудиться. Согласно нашим данным, существует и другая, не менее влиятельная часть населения. Речь не об элите, не о самых богатых и знаменитых. Пенсионеры — вот вторая по социальной значимости составляющая часть россиян. К ним относится каждый четвертый гражданин нашей страны. Причем эти люди резко отделены от основной части граждан — после выхода на пенсию уровень жизни человека становится совершенно иным. Они живут намного хуже. Особенно те, кто проживает в малых городах (менее 50 тысяч человек) и те, в семьях которых не было ни одного человека хотя бы со средним специальным образованием.

Казалось бы, именно это в большей степени обездоленное большинство населения должно составлять основную массу протестного потенциала общества. Но наше исследование показывает, что это не так.

Среди пенсионеров уровень протестных настроений серьезно ниже, чем по стране в целом. Не в последнюю очередь потому, что в массе своей это просто пожилые люди, которые при всем желании не могут «выйти на площадь». Да и некуда им выходить, если они живут в совсем малых городах и деревнях. Какой смысл устраивать демонстрацию на деревенской улице?

Итак, более всего сегодня настроены протестовать способные к труду люди с низким и очень низким уровнем комплекса ресурсов. Причем наиболее протестно настроена группа людей, проживающих в городах, имеющих (сами или в семье) среднее профессиональное (но не высшее) образование, и при этом неспособная купить себе новую одежду, не говоря уже о более дорогостоящих предметах комфортного быта. В этой небольшой — пятипроцентной — группе каждый третий готов хоть сегодня присоединиться к протестам. Так что если что и начнется, то именно среди этих очень плохо живущих трудовых горожан.

Людей подталкивает к протестам озабоченность проблемами. Нерешенных проблем в сегодняшней России масса. За какие же из них надо в первую очередь браться?

Наше исследование показало, что для каждой социальной группы россиян характерны вполне определенные проблемы, нерешенность которых сопряжена с особой склонностью к активному протесту. Это вовсе не обязательно проблемы, непосредственно затрагивающие именно этих людей. Например, к их числу ни в одной из социальных групп не относится проблема преступности: по-видимому, мало кто склонен винить в ней власти. И наоборот, если государство вдруг начнет всерьез бороться с коррупцией, то в высокоресурсных слоях россиян это вызовет скорее рост протестных настроений. Потому что эти слои коррупцией прежде всего и пользуются. Если же говорить о самой бедной, практически безресурсной группе способных к труду людей, то для них к числу таких проблем не относится ни ситуация с занятостью, ни с мигрантами, ни состояние дорог, ни экология. Главные для них проблемы — ЖКХ и низкие зарплаты.

Иными словами, в нашем обществе все далеко не так однозначно, как некоторые пытаются представить. За последние два месяца (декабрь-январь) уровень протестных настроений не вырос только в одной из наших типологических групп — у низкоресурсных пенсионеров. И то потому, что с января им прибавили пенсию. А все остальные слои общества столкнулись с повышением цен, и это их сильно задело. По нашим данным, во всех социальных слоях России уровень неприятия действительности, хотя и не резко, но растет.



Ефим Галицкий
заведующий лабораторией фонда «Общественное мнение»

13.02.2011
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/016/16.html

Profile

babusyatanya: (Default)
babusyatanya

March 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718192021 22
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 1st, 2025 02:23 am
Powered by Dreamwidth Studios