Sep. 22nd, 2008

babusyatanya: (Default)
после беглого прочтения томика исламского проповедника Насра (еще предстоит углубиться ближе к сроку доклада), который сначала смутно, а затем все явственней обнаружил свою убийственную идентичность учебнику по научному коммунизму, испытав почти забытый сопутствующий такого рода текстам эффект тошноты и интеллектуального удушья... было живительно переключиться на Meyda Yegenoglu - на редкость внятный и вполне такой просветительский текст... хоть по-началу ее затея скрестить фрейдизм и ориенталистскую западную "аналитику" под вывеской "Колониальные фантазии" показалась просто забавной и не выдерживающей... однако - беспощадно аналитический текст практически не оставляет зазоров - нечего возразить... не считая конечно общих претензий к фрейдизму:)

Итак - желание - западный субъект движим желанием обладать: как всем пространством своего колониального влияния, так и всеми предметами его населяющими... Западный субъект весь из себя гуманист и через край наполненный ценностями и идеалами, однако он таковым способен себя увидеть только когда есть кто-то Другой, лишенный этих ценностей, идеалов, цивилизованности, техники, оружия, рационального метода... Западный субъект уверен что обладает истиным знанием, все что от этого знания отличается - становится объектом оцивилизовывания, подтягивания к истине, окультуривания, в конечном итоге подчинения. А тут она - восточная женщина... точнее чадра - маска, что под ней? неизвестно, не видно. Желание познания (присвоения) создает ее: она - объект желания и источник тревоги: маска, с которой западный субъект не знает что делать. Точнее единственное что он знает- как познать объект методами известными как научные... и эти методы в данном пространстве не работают... Это напрягает... Основное занятие Западного субъекта в цивилизационном процессе - познавать, присваивая себе все что попадает в область взгляда, разбирая, анализируя, подчинять своим целям. А она - в чадре, он не только не может проникнуть в область ее обитания (под чадру, или в гарем или в пространство домашнего ее хозяйства), он даже не может ее видеть. А она его может. А он не привык к такому, чтоб его видели, изучали, наблюдали, оценивали, в ситуации, когда он не может вернуть оценивающий взгляд. Западный субъект не способен помыслить различие, без того, чтоб приписать элементам различия характер оппозиции - истина\ложь, цивилизация\варварство... Если истиной обладает он, то там под чадрой - варварство.

В итоге, что же он - этот Западный субъект знает о Восточном мире и Восточной женщине? - а только то что мужчины Востока согласились рассказать ему (путешественнику в век географических открытий). В гарем его не пускали никогда, поэтому ему приходилось полагаться на свидетельства других, и в том числе на рассказы западных женщин, которым случилось какое-то время жить в гареме.

Не удивительно, что основой Западных знаний об Исламском мире служат больше фантазии, чем реальность. Так если для западного феминизма чадра и шаль - знак абсолютной подчиненности жинщины и ее невозможности быть собой являя миру свое я, то например для женщин исламского Алжира - чадра (вопреки всем идеям о прогрессе и освобождении как отказе от традиций и предрассудков прошлого) стала символом сопротивления колониальному режиму.


books.google не дает читать подряд, то страницу то две пропустит, то сообщит что на сегодня лимит исчерпан... но если с разных компьютеров - то с и гуглем можно договориться

Profile

babusyatanya: (Default)
babusyatanya

July 2025

S M T W T F S
  12345
67891011 12
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2025 05:40 am
Powered by Dreamwidth Studios