babusyatanya: (x)
babusyatanya ([personal profile] babusyatanya) wrote2014-09-08 07:59 pm

с теории (c) (c) (c)

http://babusyatanya.blogspot.ca/2014/09/c-c-c.html

..."Психологическое насилие

Наиболее обширный вид, охватывающий всё: от государственных законов до детской песочницы.

Думаю, про законы объяснять не надо, все последние примеры, как на ладони, вот сейчас пойду на митинг по поводу 31-ой больницы. Плюс государство всё время (на протяжении последних лет десяти как минимум) держит народ в напряжении, никто ничего хорошего оттуда не ждёт, с образованием фейл, с медициной фейл, и народ сходится в том, что власть агрессивна и ей наплевать на свой народ.

Когда ваш партнёр в ярости крошит вашу вещь об угол – это психологическое насилие (от которого, кстати, недалеко до физического: вчера ваша вещь, сегодня вы). Когда вам хамят, постоянно перебивают, затыкают рот, высмеивают, унижают, оскорбляют – это психологическое насилие. Когда на вас срывают зло, с помощью манипуляций и шантажа используют вас – это психологическое насилие. Сами манипуляции, кстати, тоже оно. Когда вас постоянно контролируют звонками, преследуют, ограничивают в общении с вашим кругом, обижают вашего кота в расчёте повлиять на вас – это психологическое насилие. Угрозы, шантаж, принуждение к унижающим или бесполезным действиям – сюда же. Много что сюда, на самом деле.

Психологическое насилие бесконечно и настолько вросло в людей, что может не замечаться годами. Его не замечает жертва, а насильник вообще считает в порядке вещей. Что самое страшное, психологическое насилие как уже один из видов насилия вполне подготавливает благоприятную почву для молчаливого восприятия остальных видов насилия.

А дальше - ещё интереснее. Насилие структурируется в обществе, к нему начинают относиться терпимо, оправдывать, вставлять его в социальные роли и говорить, что без этого ты «не мужчина» или «не женщина». Часто это зашифровано в стереотипах.

Например, «женщина должна сидеть дома». Или «ревнует – значит, любит». «Женщина должна заниматься только детьми». И прочие кирхе-кухе-киндер. Или «настоящие мужчины не плачут», «есть деды, а есть салаги», «рассказывать о насилии стыдно и не по-человечески», «не выноси сор из избы», и многое другое. Приводит всё это к изоляции.

Изоляция – вообще важная вещь для насильника. Он изолирует жертву от круга родных и друзей («твои подруги меня не понимают», «я почему-то не нравлюсь твоим родителям»), в результате пострадавшим трудно оценить реальность, в которой они живут, и поэтому жертва сама не пытается искать поддержки вовне, возникает изоляция, и насильник становится единственным зеркалом реальности, кривым.

Или вот явные ограничения в правах: работающие женщины несут ответственность за работу, семью и домашнее хозяйство одновременно, причём круглосуточно, или мужчина должен убиться на работе для обеспечения своей пассии.

Унижение также незаметно прокралось почти во все сферы жизни: отношение в обществе (шутки про блондинок, образ тупой секси-красотки в рекламе, и пр.), более низкие зарплаты по сравнению с мужчинами на той же работе, малый процент женщин, принимающих решения в хозяйственных обществах и политике, и так далее. Один из наиболее стойких стереотипов - про женщин за рулём, когда даже ГИБДД подтверждает, что женщины водят аккуратнее.

Сюда же входит представление о том, что женщина должна готовить кофе для мужчин на работе, что домашнее хозяйство и уборка – сугубо женские дела, и «настоящему мужчине» «неприлично» этим заниматься («неприлично» , как звучит..), общая недооценка «сугубо женских дел» вроде поддержания жилища в чистоте, ухода за детьми и домочадцами, готовки еды и прочего (это само собой разумеющиеся вещи, которых ждут от женщины априори, но не ждут от мужчины). Сюда же входят угрозы женщинам, которые не соответствуют гендерным ожиданиям общества, стать социальными изгоями. И ещё много чего, имя им легион.

«Психологическое насилие также является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье. Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, например, к попыткам самоубийства.

… Результатом данного вида насилия также могут стать обострения хронических заболеваний».

Психологическое насилие цветёт и пахнет в профессиональной сфере, когда в корпорациях процветает так называемый «моббинг»: травля коллеги. С этим видом насилия вовсю резвятся в личных отношениях, в общественном транспорте, в присутственных местах. Ну то есть не только в семье, на самом деле. Тихое домашнее насилие плавно вытекает за пределы семейной ячейки, потому что границы-то у ячейки есть, но это не железный занавес. Если что-то считаешь нормой по отношению к близким, почему бы не счесть это нормой по отношению ко всем. И наоборот... (http://ne-matros.livejournal.com/547660.html) "


... "какой выход из этой ситуации, если ты, на самом деле, не в тюрьме?

Во-первых, помнить, что ты не в тюрьме.

Ты свободный человек, травля не нормальна, все, что я перечислила выше - не нормально. Еще лучше всегда держать в голове мысль "я всегда могу отсюда уйти". Это очень сложно, если у тебя маленький выбор работы, сложная финансовая ситуация или ты послушный ребенок, которому не разрешат родители перейти в другую школу. Свой дневник, соцсеть могут быть не менее важны, но, по крайней мере, всегда можно отвернуться от экрана, оставив травильщиков, по крайней мере, на время, в их реальности.
Во-вторых, но это превентивная мера, выбрать, чем именно личным ты готова поделиться. Если изначально выбор был сделан неправильно и теперь ударяет по тебе, это другой вопрос.
В-третьих, минимизировать игры. Пусть роли "опущенных" и "в законе" раздают другие, пусть им будет за это стыдно. Стремиться к реальности, помнить, кто ты на самом деле.
В-четвертых, проговаривать вслух замеченные уловки, двойные стандарты, ловушки, озвучивать. Слышишь манипуляцию - делаешь вид, что ничего не поняла и просишь повторить и объяснить, в чем соль.
В-пятых, терпеливо понукать начальство, чтоб работало и выполняло свои функции. Превентивно, конечно, искать хорошее начальство.
В-шестых, искать друзей, товарищей, землячек, единоверок, своих. Упорно, по кирпичику создавать социальный круг, пусть самый маленький. Придумывать себе интересы, которые могли бы создать это круг, если нужно.
В-седьмых, определиться с принципами.
Наконец, если группа совсем паршивая, и уйти нельзя, искать опору во внешнем мире. И вообще - искать опору. Что-то, о чем ты всегда помнишь, что не позволяет развалиться..."


"...Момент, когда прежняя, "плохая" групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.
Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе..."


"... После того, как группа назначила "козла отпущения" и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться..."


"...Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным...

...Травля, как любое застревание в деструктивной динамике - болезнь группы. И работать надо с группой в целом...

...Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность...

..."Учись налаживать отношения" или "Дай сдачи" слышит: "Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь"
Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя. Если до этого у него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию..."


"... помогали обычно обесценивающие фразы типа "Ну вообще меня травили и покруче", "У вас это правда с кем-то работает или вы просто пытаетесь наугад?", "Вам еще не надоело? Ну да, допустим я действительно такая, а что с Вами не так, что у Вас нет занятий поинтереснее, чем мне это говорить?" и так далее. Но это работает только при отсутствии реальной физической угрозы. При попытке массово меня бить я один раз подралась так, что дальше ко мне не приставали. Во второй раз - перестала ходить на кружок, потому что там я уже уступала в силе и в навыках нечестного боя - мне просто стало страшно, что мне выцарапают глаза или изуродуют лицо.
В школе в аналогичных ситуациях мне помогало перевестись в другое место. Когда переходишь из сплоченного травящего коллектива, где все всех боятся, в группу, где царит любовь, комфорт и взаимное уважение, ну или хотя бы сложные интриги и соревнование "все против всех" - это бесконечное счастье."


(http://fem-city.livejournal.com/10149.html)

Post a comment in response:

If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org